О позиции КПРФ по отношению к поправкам в Конституцию РФ
3 марта 2020 года состоялось заседание Бюро Московского городского комитета КПРФ. По его итогам было принято решение сформулировать отношение коммунистов к поправкам в Конституцию, предложенными властью.
Публикуем текст постановления Бюро МГК КПРФ «О позиции КПРФ по отношению к поправкам в Конституцию РФ»
Обстоятельно обсудив ситуацию, сложившуюся вокруг процесса подготовки властями изменений в Конституции РФ, Бюро МГК КПРФ отмечает, что с самого начала 2020 года правящий класс РФ резко активизировал деятельность по пересмотру расклада сил в управлении страной. 15 января президент В.В. Путин выступил с посланием Федеральному Собранию РФ и анонсировал старт конституционной реформы. В тот же день правительство РФ ушло в отставку, а буквально на следующий день кресло председателя правительства вместо ушедшего Д.А. Медведева занял М.В. Мишустин. Через 3 дня после этого последовала смена генерального прокурора РФ. Была образована рабочая группа из 75 человек по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, в которую помимо юристов и политологов вошли спортсмены, музыканты, шахматисты и т.п. Группа успела провести всего одно заседание, после которого уже 20 января В.В. Путин внёс свой пакет поправок в Конституцию на рассмотрение Государственной Думы. Президентские поправки были рассмотрены нижней палатой парламента в первом чтении уже 23 января.
Характер внесённых поправок с самого начала показывает стремление властей ещё сильнее перекроить систему властных полномочий под нужды правящего класса. При этом подача поправок в Конституцию с момента их озвучивания в послании президента, а также в процессе всего дальнейшего информационного сопровождения носит искаженный характер.
Так, в послании президента был сделан акцент на якобы имеющем место желании властей усилить полномочия парламента. Однако при внимательном изучении содержания поправок реального усиления полномочий Государственной Думы и Совета Федерации практически не просматривается. Действительно, Госдума получает возможность утверждать назначение федеральных министров, а Совет Федерации – осуществлять консультации по вопросу назначения министров силового блока правительства. Однако вносятся кандидатуры членов кабинета министров, назначаются и отзываются с должности только президентом. Более того, назначение и снятие прокуроров В.В. Путин забирает у Совета Федерации себе. По действующей Конституции РФ председатель Счётной палаты утверждался Государственной Думой. Согласно поправкам, теперь это будет делать Совет Федерации. Подобное изменение не случайно – Совет Федерации становится ещё более управляемой структурой. Количество представителей, назначаемых непосредственно президентом, увеличивается до 30 человек, при этом бывшие президенты России могут получить пожизненный статус члена Совета Федерации.
Право преодоления президентского вето у Госдумы и Совета Федерации фактически тоже отнимается. Сейчас необходимо 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, чтобы преодолеть вето. Однако теперь президент получает полномочие обратиться в Конституционный суд для проведения проверки любого законопроекта на предмет его конституционности ещё до вступления законопроекта в силу. Поскольку общее количество судей Конституционного суда сокращается с нынешних 19 до 11 человек, все из которых назначаются опять же президентом, сомневаться в управляемости заключений суда не приходится.
Крайне неопределённым остаётся положение поправок о статусе Государственного Совета, полномочия которого предлагается определить соответствующим федеральным законом, который пока отсутствует.
Бравурные заявления властей о необходимости приоритета российского законодательства над действием международных договоров разбиваются о действие ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где прямо записано обратное. Изменение же 1, 2 и 9 разделов Конституции возможно только по решению Конституционного Собрания, которое записано в Конституции, но по факту в России не существует. Проект закона о Конституционном Собрании КПРФ вносила на рассмотрение Госдумы ещё в 2012 г., но закон так и не нашёл поддержки у парламентского большинства.
Наряду с заметным усилением полномочий президента и крайне ограниченным перераспределением полномочий в пользу парламента, властями предложен ряд инициатив, которые призваны замаскировать явное стремление правящего класса к дальнейшей узурпации власти.
Власть пытается создать положительное мнение о поправках в Конституцию, внося туда минимальный размер оплаты труда и индексацию пенсий. То есть МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, а пенсии должны индексироваться каждый год. Но величину прожиточного минимума определяет правительство, и Минтруд ставит вопрос о его снижении. Размер нищенских пенсий тоже полностью зависит от буржуазного государства, и инфляцию считает оно же. В этом отношении социальная часть поправок повлиять хоть сколько-нибудь существенным образом на положение большинства населения не сможет. В этом же ряду маскирующей части поправок находятся и предложения об ограничениях для высших чиновников возможности иметь иностранное гражданство или вид на жительство за рубежом. Все инициативы власти, касающиеся статуса брака как «союза между мужчиной и женщиной», правопреемственности России по отношению к Союзу ССР и даже упоминание в основном законе русского языка и т.п. – всё это, безусловно, можно приветствовать, но это не меняет содержания указанных инициатив. Они для власти – не самоценность и не попытка создать действительно стройную и справедливую общественную систему в интересах населения. Для власти эти положительные поправки стоят в ряду минимальных уступок настойчивым требованиям общества, своего рода издержек, которые необходимы, чтобы у господствующего класса осталась возможность привлечь народ к одобрению поправок и реализовать основной замысел правящей верхушки по изменению архитектуры власти и системы распределения властных полномочий.
При этом властями инициирована процедура так называемого всенародного голосования по поправкам в Конституцию. Президентом особо подчёркивается, что без одобрения народа на этом голосовании поправки в Конституцию приняты не будут. Весьма показательно здесь то, что власти с самого начала решительно отвергли идею проведения референдума по вопросу об изменении Конституции. Это нисколько не удивительно, если принять во внимание то, что решения референдума согласно закону являются высшим выражением воли народа, обязательны к исполнению и бессрочны по действию. В то время как импровизированная процедура «всенародного голосования» ни к чему юридически не обязывает и по факту будет являться очень масштабным, но всё же всего лишь социологическим опросом.
Голосование запланировано таким образом, что на рассмотрение общественности будет вынесен единый пакет поправок, т.е. голосовать будет предложено либо «за», либо «против» всех поправок одновременно. Даже сам законопроект, внесенный В.В. Путиным в Государственную Думу, сформулирован как «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации». Таким образом, все предлагаемые властями изменения в основной закон юридически считаются одной единственной поправкой. Это сделано для того, чтобы на всех стадиях – как в Государственной Думе, так и на всенародном голосовании – поправки рассматривались все вместе, без возможности отдельного голосования по каждому из пунктов изменения Конституции. Это ещё одна манипуляция со стороны властей – в единый пакет включены как положительные, так и резко негативные поправки. Власти очень много говорят о своём желании узнать мнение народа, однако на поверку оказывается, что правящая верхушка лишь манипулирует обществом, заставляя граждан принимать или отвергать полный набор инициатив власти целиком. Подлинно демократический процесс должен предусматривать отдельное голосование по каждому пункту поправок, только в этом случае можно было бы говорить о хоть сколько-нибудь реальном выражении мнения народа об инициативах В.В. Путина.
Уже рассмотренные профильным комитетом Госдумы предложения по организации голосования не оставляют сомнений в стремлении властей всеми правдами и неправдами обеспечить высокий процент явки и поддержки президентских поправок со стороны населения. Достаточно отметить, что наблюдения, подобные тому, которое имеют возможность организовать политические партии при проведении выборов, на этом голосовании не будет. Единственным субъектом организации наблюдения станут общественные палаты, часто представляющие собой филиалы местной администрации или «Единой России», которым партии должны будут предоставить своих наблюдателей. Очевидно, что при подобном подходе рассчитывать на возможность хоть сколько-нибудь адекватно проконтролировать процесс голосования будет невозможно.
Следует также отметить, что в качестве даты всенародного голосования властями было определено 22 апреля 2020 г. – день 150-летия В.И. Ленина – вождя мирового пролетариата и основателя первого в мире социалистического государства. Вне всяких сомнений эта дата выбрана правящим классом не случайно, а для того, чтобы среди прочего оттеснить тему юбилея Ленина из общественного сознания и сосредоточить внимание народа на голосовании по поправкам, а не на осмыслении всемирно-исторической роли В.И. Ленина и Великой Октябрьской социалистической революции, деятельности партии большевиков, успехах Советской власти и т.д. Тем самым правящая верхушка стремится любыми средствами затруднить процесс формирования классового сознания у российских тружеников.
КПРФ с самого начала активно включилась в работу по формулированию предложений по изменению Конституции. Компартией были обозначены 15 ключевых инициатив по изменению конституции и 27 конкретных поправок к предлагаемому В.В. Путиным законопроекту. Множество поправок в русле партийной линии было также дополнительно сформулировано целым рядом депутатов. Практически всё, что было предложено депутатами-коммунистами, власти отвергли. Базовые предложения по КПРФ по пересмотру Конституции, в т.ч. о принадлежности недр народу России, об отмене пенсионной реформы и о возвращении прежнего возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, выборности членов Совета Федерации и судей, о введении планирования развития экономики и т.д., – все эти инициативы были властью отвергнуты. Властями учтены лишь частично и не полностью только некоторые немногочисленные элементы из большого набора предложений КПРФ. В сухом остатке на голосование будут вынесены только те поправки, которые тем или иным образом выгодны правящей верхушке, с минимальным учётом интересов народа России.
Характер предложенных господствующим классом поправок, внесенных в Государственную Думу президентом В.В.Путиным, не оставляет сомнений в том, что конституционная реформа не обусловлена желанием правящей верхушки серьезно изменить жизнь рабочего, крестьянина, людей умственного труда, всех тружеников нашей страны к лучшему, а цинично отражает интересы правящего олигархического капитала по обеспечению процедуры транзита власти от В.В. Путина к нему же или его приемнику. Действующую Конституцию 1993 года КПРФ не поддержала и назвала ее антинародной; голосование по ней было назначено единоличным указом президента Б.Н. Ельцина, чья власть фактически была установлена вооруженным путём. Сегодняшние поправки фактически способствуют дальнейшей узурпации власти представителями криминально-олигархического режима и усилению президентского самовластия.
Исходя из изложенного выше, Бюро МГК КПРФ п о с т а н о в л я е т:
- Считать действующую Конституцию РФ антинародной по своей сути и требующей замены на Конституцию социалистического характера.
- Считать идущий в стране процесс конституционной реформы в её нынешнем виде не отвечающим коренным классовым интересам трудящегося большинства народа России.
- Обратиться в Президиум ЦК КПРФ с предложением внести в Государственную Думу закон «О Конституционном Собрании» для решения вопросов легитимности Конституции Российской Федерации и внесения в нее необходимых поправок, отражающих интересы трудящегося большинства народов России.
- Обратиться к Президиуму ЦК КПРФ с предложением не поддерживать осуществляемую в настоящий момент конституционную реформу при голосовании в Государственной Думе и дать поручение депутатам фракции КПРФ голосовать против поправок властей как во втором, так и в третьем чтениях.
- Обратиться к Президиуму ЦК КПРФ с предложением не поддерживать осуществляемую в настоящий момент конституционную реформу в ходе т.н. всенародного голосования и дать поручение региональным отделениям КПРФ вести активную агитационную работу как за референдум по 15 базовым предложениям КПРФ (в т.ч. 22 апреля, в день голосования, в непосредственной близости от мест его проведения), так и призвать всех сторонников КПРФ агитировать за бойкот так называемого всенародного голосования.
Первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин