Самоизоляция – вне закона!

Самоизоляция – вне закона!

Московское отделение КПРФ выступило с заявлением, в котором объявило режим самоизоляции незаконным.

Коммунисты отмечают, что меры по режиму самоизоляции приняты с нарушением федерального законодательства, не соответствуют Конституции и нарушаю право граждан на свободу передвижения и право на труд.

В заявлении приводятся конкретные юридические нормы, которые не позволяют считать введённые ограничения законными.


В КПРФ отмечают, что сознательность и дисциплинированное поведение граждан для сдерживания эпидемии необходимо. При этом отдельно подчёркивается, что введённые властями меры по добровольно-принудительной самоизоляции и штрафы, могут быть законными только в режиме чрезвычайной ситуации. Одновременно в заявлении указано, что что власти намеренно избегают брать на себя ответственность и вводить режим чрезвычайной ситуации. Введение ЧС на территории субъекта возможно и правомерно допускается при погибших или получивших ущерб здоровью граждан от 50 до 500 человек, а федеральная ЧС вводится при погибших или получивших ущерб здоровью свыше 500 человек. По состоянию на 23.04.2020, в России от COVID-19 уже скончалось 555 человек, из них в Москве – 288 человек. Однако, режим ЧС не объявляется ни на одном из уровней реагирования.

По вопросу введения дополнительных штрафов в КоАП города Москвы, московские коммунисты категорически осуждают и считают неправомерным введение дополнительных штрафов, которые уже предусмотрены федеральным законодательством

Городской комитет КПРФ особо отмечает, что, критикуя политику властей, партия ни в коей мере не поощряет легкомысленного отношения к санитарным нормам, требованиям и правилам, способным помочь в борьбе с распространением коронавирусной инфекции и призывает граждан ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

В финале заявления приводятся примеры успешной борьбы социалистических стран с распространением инфекции (Китай, Куба) и делается вывод о том, что социализм – лучшее средство по борьбе корона вирусом и кризисом.

Публикуем полный текст документа:

ЗАЯВЛЕНИЕ

о позиции Московского городского отделения КПРФ

в отношении так называемого режима самоизоляции, штрафов и мер,

предпринимаемых Мэром и Правительством Москвы

в качестве декларируемых при борьбе с распространением COVID-19

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ введён режим «повышенной готовности» для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данный правовой режим вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и преследует цель позволить подготовиться органам государственной власти к борьбе с угрозой, минимизировать возможный ущерб. При этом в действующей редакции указа (с многочисленными последующими изменениями и дополнениями) пункт 10.3 устанавливает, что «граждане обязаны не покидать места проживания…».

Считаем, что данное ограничение не соответствует Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству и нарушает право граждан на свободу передвижения и право на труд.

В своих решениях Конституционный суд неоднократно подчёркивал, что часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации является нормой-принципом, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом. Следовательно, требование о так называемой «самоизоляции» граждан должно быть предусмотрено действующим федеральным законодательством. Этот вывод подтверждает и судебная практика: в определении Верховного Суда РФ от 29.12.2000 № 5-Г00-137 указано, что «Допускаемые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод гражданина возможны лишь на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации, к числу которых относится Москва, такими полномочиями не наделены».

Ситуация в сфере борьбы с COVID-19 наряду с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» регулируется рядом других, относящихся к специфике данной ситуации, следующих специальных федеральных законов:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с Законом № 68-ФЗ, предусматриваются ряд ограничений, которые вправе вводить главы субъектов Российской Федерации при режиме повышенной готовности. К таким ограничениям относятся:

а) ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

б) приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

в) иные меры, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе и на перемещение (часть 10 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ).

Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» определяет механизм реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности.

Решением же о дополнительных мерах защиты населения, коим продекларирован указанный выше указ Мэра Москвы (и другие связанные с ним указы Мэра Москвы) были нарушены требования к соблюдению установленного федерального порядка по следующим признакам:

  1.  не определена территория, в рамках которой реализуются дополнительные меры по защите населения;
  2. сроки, на которые вводится режим самоизоляции по смыслу пункта 10.3 Указа.

Из имеющихся полномочий, переданных федеральным законодателем главе субъекта Российской Федерации, только ограничение на въезд заранее определённой территории является самой радикальной мерой, на которую может и допустимо уполномочен пойти правомерным способом в рамках своих полномочий и установленной компетенции должностного лица публичной власти глава региона при введении режима повышенной готовности. При этом даже введённые сверх своих полномочий меры по режиму самоизоляции приняты с нарушением федерального законодательства.

Введение пропускного режима и соблюдения самоизоляции возможно при режиме чрезвычайной ситуации, при соблюдении требований, перечисленных в Законе № 68-ФЗ и Приказе МЧС России № 33. Режимы чрезвычайной ситуации вводятся при соблюдении критериев, определённых в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Введение чрезвычайной ситуации на территории субъекта возможно и правомерно допускается при погибших или получивших ущерб здоровью граждан от 50 до 500 человек, а федеральная ЧС вводится при погибших или получивших ущерб здоровью свыше 500 человек. По состоянию на 23.04.2020, в России от COVID-19 уже скончалось 555 человек, из них в Москве – 288 человек. Однако, режим ЧС не объявляется ни на одном из уровней реагирования. Число жертв продолжает расти.

Данные положения формулируют позицию Московского городского отделения КПРФ, констатирующую очевидность незаконности введения режима так называемой «самоизоляции» с точки зрения режима «повышенной готовности». Что касается режима так называемой «самоизоляции» с точки зрения режима «ограничительных мероприятий (карантина)», МГО ПП КПРФ считает необходимым обратить внимание на следующее.

Предписание главного государственного санитарного врача города Москвы от 29 марта 2020 года № 1П, с опорой на которое Мэром Москвы и был введён режим так называемой «самоизоляции», в МГО ПП КПРФ не считают правомерным и допустимым основанием для введения этого самого режима пресловутой «самоизоляции».

В соответствии с Законом № 52-ФЗ, под карантином понимаются ограничительные мероприятия, административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Решение о карантине принимает Главный государственный санитарный врач Российской Федерации или субъекта РФ (Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 № 529, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 № 3).

Необходимо отметить, что изолирование, как мера по борьбе с инфекционными заболеваниями, предусмотрена только в отношении уже заражённых лиц (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней).

К тому же, при вынесении решения о введении карантина, необходимо предписание о введении ограничительных мероприятий (карантина) со стороны Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2006 № 886.

При анализе Предписания № 1П, необходимо заметить, что требование о введении карантина в данном случае отсутствуют, решения рекомендации ФМБА России в преамбуле Предписания № 1П также нет.

При этом само собой обращает на себя внимание в качестве сопоставительного сравнения то, что верным оформлением ограничительных мероприятий (карантина) является, например, Постановление правительства Кировской области от 25 марта 2020 года № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области», где прямо и чётко прописано о введении карантина на основании предписания Главного государственного санитарного врача Кировской области, который также рекомендовал ввести карантин.

Также верный порядок введения ограничительных мероприятий (карантина) на передвижение граждан соблюден при принятии Распоряжения Губернатора Приморского края от 12.03.2020 № 91-РГ и Предписания Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 02.02.2016 № 3 «О введении карантина в дошкольных образовательных организациях города Перми». В данных случаях принятые решения должностными лицами прямо указывали на введение карантина и плана мероприятий, который необходимо совершить для предотвращения распространения заболевания.

То, что сейчас принято Указом Мэра Москвы № 12-УМ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями в его редакцию) и вынесенными во взаимосвязи с ними другими указами мэра столицы, является незаконным и требует отмены в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

По вопросу введения дополнительных штрафов в КоАП города Москвы, МГО ПП КПРФ категорически осуждает и считает неправомерным введение дополнительных штрафов, которые уже предусмотрены федеральным законодательством. Позиция МГО ПП КПРФ в данной части полностью совпадает с позицией, высказанной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года. Кроме того, федеральный КоАП не предусматривает видеофиксации и автоматического направления штрафов по статьям 20.61 и 6.3. КоАП РФ. В связи с этим считаем недопустимым направление штрафов с камер видеонаблюдения гражданам за передвижение по городу без пропусков и далее, чем от ближайшего магазина.

Здесь необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 6 Письма Минпромторга России от 03.04.2020 года № МД-23185/15 допускается посещение крупных гипермаркетов и супермаркетов, не находящихся вблизи мест проживания граждан, а также рынков и ярмарок при условии сохранения расстояния между гражданами. Эта мера необходима, чтобы снизить высокую концентрацию покупателей в магазинах у дома и рассредоточить людей по разным торговым форматам.

МГК КПРФ особо отмечает, что, критикуя политику властей в части неэффективности и незаконности отдельных предпринимаемых должностными лицами решений, партия ни в коей мере не поощряет легкомысленного отношения к санитарным нормам, требованиям и правилам, способным помочь в борьбе с распространением коронавирусной инфекции и призывает граждан ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

В целом же, стоить заключить, что исполнение государством и его органами и должностными лицами тех или иных государственных функций в любых кризисных ситуациях должно осуществляться, прежде всего, в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и её федеральным законодательством. Надругательство над универсальным принципом законности в угоду удобству должностных лиц, категорически недопустимо!

Коммунисты Москвы отмечают, что успешный опыт борьбы с распространением коронавирусной инфекции демонстрируют страны, где у власти находятся левые силы – Китай и Куба. В КПРФ убеждены, что лучшее средство от коронавируса и кризисов всех мастей – это социализм.

Первый секретарь Комитета МГО ПП КПРФ В.Ф.Рашкин

Источник: https://msk.kprf.ru/2020/04/29/137820/